На днях Лобненский суд Московской области начал слушание уголовного дела главы предприятия ООО «Юнитехнопласт» Виктора Зуденкова. по производству компакт-дисков. Эксперты ждут прецедента, заявляя, что подсудимому Виктору Зуденкову, скорее всего, дадут срок ( до шести лет лишения свободы). Основанием для преследования стали результаты обыска предприятия сотрудниками милиции еще в 2005 году. Тогда милиционеры обнаружили 375 дисков с нелегальными Windows и Office. В исковом заявлении указывается сумма нанесенного ущерба правообладателю лично господином Зуденковым – около 1,9 млрд руб. Это будет показательный процесс, предшествующий вступлению России во Всемирную торговую организацию, которая требует решительных мер по борьбе с пиратством, пишет «Коммерсант». Значит ли это, что у государства дошли руки и до производителей контрафакта, а суд над главой компании считать признаком глобальных изменений в сфере борьбы с пиратством. До этого момента судили лишь продавцов или пользователей, но до производителей контрафакта дело не доходило. Если б не пираты, отечественные правообладатели могли бы получить в 2006 году примерно на $94 млн больше (2,48 млрд руб). Об этих досадных потерях говорит департамент экономической безопасности МВД, озвучивая объемы текущих ущербов в сфере интеллектуальной собственности. Как указано в отчете департамента, по факту нарушения авторских и смежных прав за 10 месяцев этого года возбуждено 6432 уголовных дела, что вдвое больше, чем за весь прошлый год. К уголовной ответственности привлечены 3082 человека. Не так давно президент РФ Владимир Путин подписал часть четвертую Гражданского кодекса РФ, а также Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Законодательные акты приняты Государственной Думой 24 ноября 2006 года и одобрены Советом Федерации 8 декабря 2006 года. Отметим, что Четвертая часть ГК вступит в силу 1 января 2008 года, заменив собой все ныне действующие законы в сфере интеллектуальной собственности, такие как Закон «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и другие. Законодательство в сфере интеллектуальной собственности было одной из причин, по которой Россию не пускали в ВТО. Одни только США оценивают свой годовой ущерб от пиратской продукции в виде фильмов, музыки и программного обеспечения, продающихся в России, в 1,8 миллиарда долларов. Российские законодатели постарались обеспечить максимальное соответствие четвертой части ГК международным нормам. Надо сказать, что в процессе принятия законопроекта, правообладатели и юристы высказывали мнение, что он не соответствует международным нормам и сделает невозможной борьбу с пиратством, так как вызовет большие затруднения у судей и правоохранительных органов, "чем воспользуются преступные группировки для развития теневого сегмента рынка программного обеспечения". Константин Земченков из Российской антипиратской организации связывает это с тем, что суды, прокуратура и милиция год или два будут только привыкать к новым нормам. IV часть ГК готовилась больше 10 лет, ее положения затрагивают принципиальные вопросы в областях авторского права, товарных знаков, правовой охраны компьютерных программ, патентов и т.д. В первоначальный вариант кодекса, а он оказался очень спорным с точки зрения многих наблюдателей, депутаты внесли более 500 поправок, отклонив около 300. Госдума приняла 12 января во втором чтении проект закона "О внесении изменений в ст. 146 и 180 Уголовного кодекса РФ", который увеличивает максимальное наказание за нарушение авторских и смежных прав, а также прав на товарный знак или наименование места происхождения товаров с 5 до 6 лет лишения свободы. Таким образом, данные преступления переведены из категории средней тяжести в категорию тяжких. "Это решение принято как одно из условий вступления России в ВТО, - говорит владелец ЗАО "Усков и Партнеры" Вадим Усков. - Теперь такие преступления попадут в другую категорию, и по ним не будут даваться условные сроки. Пока же ни один пират за решеткой не сидит. С моей точки зрения, это давно надо сделать".
Романтичное пиратство
Российские же пираты всерьез считают, что трудятся на благо родины. «Если бы мы не работали так активно в начале 1990-х, то кто бы сейчас знал Windows, как бы граждане познакомились с голливудским кино и современной музыкой?» - задает риторические вопросы один из пиратов, Сергей. Начинал он, как и множество его коллег, в квартирных студиях, где на нескольких компьютерах взламывались и перезаписывались компьютерные игры. Сейчас работает совсем на другом уровне: он владеет оборудованной по последнему слову студией, где дублируются голливудские фильмы. Голливуд, естественно, не в курсе. «Если бы не мы, - продолжает он, - до сих пор легальные DVD лежали бы в магазинах в пыльных коробках по 700 руб». Впрочем, Сергей отшучивается: мол, как только ему можно будет работать легально - тут же бросит свой бизнес, скупо описанный в Уголовном кодексе. Но пока условий для этого нет. Одни лозунги вроде «Горбушка» против пиратства». «Звучит как «пчелы против меда», но ничего взамен они предложить не могут»,- резюмирует Сергей. Массового покаяния пиратов не произошло, потому что потребители привычно отпускают им грехи. По данным Гильдии по развитию аудио-видео торговли (ГРАВТ), 80% всех продаваемых дисков и кассет с музыкой, кино и компьютерными программами изготовлены пиратским способом. Международная федерация производителей фонограмм в глобальном исследовании, опубликованном в конце прошлого года, поставила Россию на пятое место по развитию пиратства. По объемам производства контрафакта мы уступаем только Парагваю, Китаю, Индонезии и Украине. Нашим пиратам своих морей мало - давно уже поставляют продукцию на рынки Восточной Европы и стран СНГ. Совокупный оборот пиратского рынка России международные эксперты оценили в $3,5-4 млрд.
Бедный шоу-бизнес
Как правило, потребитель относится к призывам бороться с пиратами скептически: он получает фильмы, музыку и программы по достаточно низкой цене, а то, что деньги недополучают звезды эстрады и их продюсеры, его волнует мало. Он и так догадывается, что те не бедствуют. Но специалисты говорят, что это не совсем так. Косвенно пиратство портит жизнь нам всем. «На Западе человек создал программу, написал песню или снял фильм и заработал огромные деньги на продаже своего произведения. У нас все эти деньги получают пираты,- рассуждает председатель Гильдии по развитию аудиовидео торговли (ГРАВТ) Алексей Наумов.- Люди, которые создают продукт, не могут развиваться дальше. Именно поэтому кино- и музыкальная продукция нашего производства еще далека от западных аналогов - нет денег для создания чего-то качественного». Господин Наумов считает, что ситуация в корне изменилась бы, стань соотношение лицензионных и пиратских дисков хотя бы один к одному. У звукозаписывающих фирм появились бы инвестиционные ресурсы, которые можно вложить в действительно стоящий музыкальный продукт. Кино бы получило отличный толчок к развитию. Да и хорошие программисты стали бы заниматься непосредственным делом - писать свои программы, а то сейчас, чего греха таить, в основном взламывают чужие. И такой труд по мере развития технологий все больше востребован. Цифровой формат Когда-то пиратские рынки кино, музыки и программ для компьютеров были достаточно обособленны, требовали разного оборудования и людей разной специализации. Массовое распространение цифровых носителей и интернета привело к унификации: все стали работать практически по одним правилам. Фильмы, музыка и программы появляются у российских пиратов с подачи их западных коллег - их просто качают из интернета. Даже голливудские блокбастеры появляются там буквально на следующий день после премьеры. «Романтические истории о воровстве голливудских фильмов из сейфа режиссера - вчерашний день. Все берется из Сети. Редко, когда речь идет о блокбастерах, пираты готовят «экранку» - снимают фильм на небольшие камеры в кинотеатрах. Еще реже встречается воровство с киноконкурсов. Это делают, как правило, западные пираты, а мы уже берем их копии в Сети»,- рассказывают пираты. Перевести фильм и сделать обложку стоит в пиратских условиях от $300, если нанимать студентов первых курсов факультетов иностранных языков. Еще дешевле стоит оформление музыкального диска - там речь может идти вообще только об обложке, никаких переводов не надо. Сложнее с программным обеспечением. Перед тем как тиражировать диски, программы скачивают в интернете, ломают, сортируют, переводят и обрезают ненужные хвосты, чтобы программ поместилось на диске как можно больше. За подобную работу программисту платят несколько тысяч долларов. Таким образом тиражируются популярные программы. Проще производителям узкоспециализированного программного обеспечения, распространяемого по своим каналам. Взламывать и распространять их пиратам нет смысла, так как затраты могут быть очень существенными. Тиражирование: цивилизованный пиратский рынок Дальше наступает самое сложное: тиражирование и распространение. Пираты-производители бывают трех типов. Самый древний - домашние студии. Жилые квартиры с несколькими записывающими DVD-плейерами или компьютерами производят, по данным ГРАВТ, от 5% до 10% от всей продукции. В последние годы таких «пираний» на рынке вытесняет рыба покрупнее: при больших объемах производства издержки меньше. Около 30-40% рынка принадлежит небольшим подпольным цехам, которые размещаются в офисах, подвалах, складах. Потребитель, покупая их продукцию, часто может нарваться на плохое качество. «Домашние студии и подпольные цеха, если речь идет о кино- или аудиопродукции, могут делать достаточно профессиональные копии, когда у них есть хороший «исходник», что бывает не всегда. Раньше, в век кассет и дискет, качество копий часто было отвратительное, но цифровую запись испортить очень сложно»,- объясняет Алексей Наумов из ГРАВТ. А самый серьезный конкурент «лицензионщиков» - это они сами. Основная доля контрафакта на рынке - левые тиражи, которые выпускают официальные российские записывающие заводы. Всего в стране 50 таких предприятий. За смену каждое из них способно выпустить 50-100 тыс. копий дисков. И покупатель даже не догадается, что приобрел контрафакт: «неправильные» копии от «правильных» не отличаются ничем. Левые тиражи официальных заводов могут попасть даже на прилавки крупных сетей. Продукция прочих пиратов распространяется через лотки и небольшие точки продаж. По словам председателя ГРАВТ Алексея Наумова, «большинство павильончиков, которыми заполнен весь город, торгуют смешанной продукцией - лицензионной и пиратской поровну». По словам пиратов, цепочка - воровство фильма, перевод, тиражирование, продажа - осложняется тем, что предприниматели начинают воровать друг у друга. Относительно "цивилизованный пиратский рынок" пока только в Москве. Здесь пираты, которые сами потратили деньги на воровство копии и озвучку, пытаются контролировать крупные рынки, иногда пользуясь для этого своими друзьями в криминальных кругах или милиции». Дешевая популярность «Обычная ситуация, когда в службе поддержки раздается звонок и человек просит помочь, объясняя, что купил «совершенно легальную версию в переходе за 90 рублей, а она не работает», рассказал генеральный директор компании «Софткей» Феликс Мучник. - Пользователь зачастую не понимает разницы и не видит выгоды от использования лицензионных версий. Он покупает то, что дешевле». Поэтому неудивительно, что почти половина опрошенных пользователей уверены, что пират – это человек, который делает продукты интеллектуальной собственности доступнее для покупателей. Меньше 20% интернет-аудитории считают, что пират – это обычный предприниматель, действующий по рыночным законам, и почти столько же полагают, что эти люди – воры. Причина успеха пиратской продукции - низкая цена. По данным ЮНЕСКО, меньше 2% пользователей в России готовы покупать объекты интеллектуальной собственности в цифровой форме по цене, установленной правообладателем. ГРАВТ провела опросы, в ходе которых выяснилось, что покупатели готовы отдавать за лицензионный продукт примерно 150-200 руб. «300 руб.- верхняя психологическая планка»,- рассказывает господин Наумов. Но голливудским правообладателям российская психология пока неинтересна: во всем мире цена на кино-и музыкальные диски составляет $10-20. У пиратов и другие конкурентные преимущества: они гибко приспосабливаются к запросам покупателей. Например, года полтора назад пираты додумались выпускать вслед за сборниками программ еще и сборники фильмов. «Нами зафиксирован даже двухсторонний DVD с 21 фильмом,- рассказывает Алексей Наумов.- Ни о каком качестве говорить здесь, конечно, нельзя. Но сборники из четырех, шести или восьми картин очень привлекают покупателя». На руку пиратам и то, что легальные производители сами установили для себя ограничения по времени выхода фильма на домашних носителях - кассетах и DVD. Сначала они собирают все деньги с проката, и только потом фильм появляется в магазинах. На Западе с момента премьеры до появления диска проходит от двух до шести месяцев, в России, где пираты расторопней,- не больше двух. Что касается качества, то здесь действует один принцип: чем больше прошло времени после выхода «лицензии», тем качественнее версия у пиратов. Новинки, скачанные из интернета, хорошим качеством, как правило, не отличаются, а вот старая продукция, копии которой делаются с «лицензии», по качеству от оригинала отличаться не будет ничем. Сами точки продаж пиратской продукции также весьма ориентированы на клиента. Практически на любом столичном лотке, торгующем фильмами, можно за дополнительную плату в 20-60 руб. поменять диск на другое кино. Производители официальной продукции сами признают, что у пиратов по сравнению с ними с точки зрения потребителя есть большие плюсы. Значит ли это, что пора признать окончательное поражение правообладателей в России и сделать официальным лозунгом: «Покупайте все пиратское»? Нет. Несмотря на засилье контрафакта на прилавках, «лицензионщики» уже находят пути борьбы с ним, главный из которых - нейтрализация главного пиратского преимущества- низкой цены. В некоторых сегментах честные производители уже добились успеха. |