Если у вас нет секрета, его не раскроет сосед...
Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит в конечном счете и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. Ведь экономическое развитие страны во многом предопределяется состоянием инновационной деятельности. Активная инновационная работа невозможна без охраны интеллектуальной собственности: изобретений (патентов и “ноу-хау”), полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и т.д.
О роли купли-продажи интеллектуальной собственности в деятельности крупных корпораций свидетельствует информация о том, что компания “Шелл” на приобретение патентов ежегодно тратит почти 700 миллионов долларов, “Эксон” на эти цели расходует свыше 500 миллионов долларов.
Сам термин “ноу-хау” впервые был применен в Англии и США, а затем получил широкое признание в других странах. В буквальном переводе с английского языка “know-how” означает “знать, как”, что является сокращением выражения “знать, как это сделать”. Многочисленные попытки дать определение “ноу-хау” как на национальном, так и международном уровне отдельными учеными и практиками не привели к единому пониманию этого явления. Обычно под “ноу-хау” понимают знания, опыт и навыки в области разработки, промышленного освоения, производства, реализации, эксплуатации, обслуживания, текущего и капитального ремонта, совершенствования новой технологии и материалов и взаимосвязанные с ними знания и опыт в области управления, экономики, финансового и иного характера, которые могут быть использованы, представляют ценность, носят конфиденциальный характер и не защищены на национальном или международном уровне. При этом к “ноу-хау” относятся также сведения нетехнического характера, касающиеся организации и экономики производства, коммерческого опыта и финансирования и т.д.
В России наряду с термином “ноу-хау” в законодательстве и на практике широко используются такие термины, как “коммерческая тайна”, “секрет производства”, “торговые секреты”, “конфиденциальная информация” и т.д. Каждый из названных терминов имеет присущий лишь ему оттенок и применяется обычно в достаточно определенной ситуации. В Гражданском кодексе РФ получило закрепление понятие “служебной и коммерческой тайны”, в некоторой степени совпадающее с понятием “ноу-хау”. Помимо коммерческой тайны, российское законодательство выделяет еще несколько видов сведений, которые должны сохраняться в тайне, но которые не соответствуют понятию “ноу-хау”. Речь, в частности, идет о государственной, военной, медицинской, нотариальной, адвокатской, банковской тайнах, личной и семейной тайне, тайне усыновления, тайне следствия и т.д.
Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139).
Условия, которым должна соответствовать коммерческая тайна в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, характеризуют в равной степени и “ноу-хау”. К таким характеристикам относят следующие:
Во-первых, эта информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. В судебной практике при определении коммерческой ценности информации, как правило, используются два критерия: содержит ли информация какие-либо новшества в плане применения технических, технологических, коммерческих и других знаний и даст ли использование этих новшеств положительный экономический эффект? Коммерческую ценность имеют не только технические разработки и решения. К коммерческой тайне может быть также отнесена информация об организации производства, о программах экономического развития предприятия, проектах осуществления коммерческих мероприятий и т.д. В то же время в нынешней коммерческой практике довольно часто в качестве “ноу-хау” передается информация о спросе на различные товары, стандартные условия заключения договоров, общие планы развития и тому подобная информация, которая в ряде случаев вообще носит чисто статистический характер. Иногда таким образом предприниматели пытаются решить проблемы формирования уставного капитала организации. Но при возникновении спора, к примеру с налоговыми органами, и передаче дела в суд шансов доказать свою правоту практически нет.
Второе условие, необходимое для придания информации статуса секрета производства, состоит в том, что к этой информации не должно быть доступа на законном основании. По закону ряд сведений об организации не может составлять коммерческую тайну ни при каких обстоятельствах. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержден правительством. В частности, коммерческую тайну не могут составлять: учредительные документы и документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты), финансовая отчетность и документы, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, документы о платежеспособности, сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, документы об уплате налогов и ряд других. Кроме того, запреты на отнесение информации к коммерческой тайне содержатся в ряде специальных федеральных законов (“О рынке ценных бумаг”, “О коллективных договорах и соглашениях” и т.д.).
И наконец последнее требование Гражданского кодекса РФ предусматривает, что владелец “ноу-хау” должен принимать меры по обеспечению конфиденциальности информации. Иными словами, информация, составляющая “ноу-хау”, защищается законом до тех пор, пока она защищается самим владельцем. Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в “Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия” (далее Перечень), утверждаемом руководителем предприятия. При разработке Перечня необходимо учитывать требования постановления правительства от 5.12.91 г. № 35 “О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”.
От всех иных видов объектов интеллектуальной собственности “ноу-хау” отличается рядом присущих исключительно ему признаков.
1. Среди других объектов интеллектуальной собственности важной особенностью “ноу-хау” является его наибольшая универсальность. Под данное понятие могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью субъекта предпринимательской деятельности.
2. “Ноу-хау” как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания его охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин. Коммерческой тайной могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке. Таким образом, основной критерий отличия “ноу-хау” от изобретения - не различие в техническом уровне решения, а наличие или отсутствие правовой охраны в форме охранного документа (патента).
3. В мировой практике отсутствует какое-либо специальное законодательство по защите “ноу-хау”, подобное тому, которое имеется в отношении изобретений и ряда других объектов промышленной собственности. Защита “ноу-хау” обеспечивается на основе общих норм гражданского законодательства (норм, направленных на борьбу с недобросовестной конкуренцией, норм договорного и деликтного права), а также норм уголовного законодательства.
4. “Ноу-хау” не является объектом исключительного права. Любое физическое или юридическое лицо признается правомочным обладателем “ноу-хау”, если самостоятельно, своими средствами его разработало, либо позаимствовало из открытой информации, либо добросовестно приобрело у другого владельца. Ничто не мешает, в частности, двум или нескольким самостоятельным разработчикам на равных законных основаниях пользоваться и распоряжаться одним и тем же “ноу-хау”. В современную эпоху научно-технического прогресса с огромным расширением и интенсификацией научно-технических работ становятся обычными случаи, когда две или несколько фирм независимо друг от друга приходят к созданию идентичного “ноу-хау”, которое хранят как производственную или коммерческую тайну. Каждому из таких добросовестных владельцев обеспечивается юридическая возможность защиты своего производственного или коммерческого секрета.
5. Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей ее среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны. Это обстоятельство делает избрание данной формы охраны привлекательной для предпринимателей в тех случаях, когда их не удовлетворяет принцип срочности патентной охраны.
Указанные особенности охраны “ноу-хау” значительно усложняют защиту прав и интересов его владельца, существенно расширяя возможности его использования в предпринимательской деятельности.
Исходя из того, что “ноу-хау” в соответствии с действующим законодательством признаются лишь сведения, касающиеся предпринимательской деятельности, субъектами права на коммерческую тайну являются лица, которые занимаются такой деятельностью. Субъект права на “ноу-хау” обладает рядом существенных особенностей. Эти особенности заключаются прежде всего в наборе субъектов и их круге - в возможной множественности правообладателей и в отсутствии среди них фигуры автора.
Во-первых, “ноу-хау” может быть создано независимо друг от друга разными лицами, регистрационной системы закрепления права не существует, поэтому первоначальное право на один и тот же или аналогичный объект может одновременно и независимо друг от друга принадлежать нескольким лицам. Иначе говоря, возможна множественность правообладателей на один и тот же объект, имеющий нематериальный характер.
Во-вторых, если допустимо закрепление первоначального имущественного права на решение одновременно за несколькими лицами, то права авторства на это решение нет, существует только “авторство” в бытовом, а не юридическом смысле, принадлежащее каждому из создателей достижения. Ни один из создателей не имеет права авторства, которое может принадлежать только одному лицу, поскольку оно относится к абсолютным правам. Более того, в некоторых случаях у “ноу-хау” вообще может не быть автора или он может оказаться неустановимым - особенно когда итоговое решение представляет собой результат коллективных последовательных усилий разных лиц в течение продолжительного времени. Это наиболее очевидно, когда объектом “ноу-хау” является не новое решение, а знание, опыт и навыки, накопленные годами.
В-третьих, первоначальным обладателем имущественных прав на “ноу-хау” может быть не только физическое, но и юридическое лицо, хотя это не очень обычно для прав на результаты не только творческой, но и интеллектуальной деятельности. Первоначальное право не обусловлено творческой деятельностью его носителя, поскольку творчество не составляет необходимого признака объекта.
Статус носителя этого права (но уже не первоначального) может переходить по правопреемству, разумеется, если правопреемник принимает меры по охране конфиденциальности.
Информация, составляющая “ноу-хау”, может передаваться другим лицам по договору с владельцем информации. Обычно это происходит путем заключения специального договора о передаче “ноу-хау”. Хотя этот вид договоров в гражданском законодательстве не упоминается и порядок их заключения не регулируется, на практике он используется довольно часто. В договоре о передаче “ноу-хау” должны быть согласованы условия о предмете (какая информация передается), сроках передачи, размере вознаграждения, условие о праве на дальнейшую передачу и сохранение конфиденциальности, а также меры ответственности.
Лицензионный договор о передаче “ноу-хау” отличается от патентной лицензии и по своей правовой основе, и по объекту отчуждаемых прав. В основе предоставления права использования “ноу-хау” лежит не исключительное право, а фактическая монополия на объект соглашения. “Ноу-хау” в отличие от запатентованного изобретения нельзя использовать, не получив его от лицензиара. Следствием этого является необходимость не только предоставления по договору права использования, но и передачи самого “ноу-хау” в полном объеме. “Ноу-хау” могут быть переданы как в материальной форме (в виде различного рода документации, образцов и др.), так и в нематериальной форме (в виде оказания технической помощи, обучения, управленческих услуг). Как правило, информация передается в форме документов (технические описания, формулы, методики и т.д.). В дополнение к ним возможна также передача опытных образцов изделий. Иногда договоры о передаче “ноу-хау” предусматривают, что передающая сторона обязана оказывать другой стороне помощь в налаживании производства с использованием “ноу-хау”.
Что касается размера и сроков выплаты вознаграждения, то здесь могут применяться две системы - единовременная выплата определенной договором суммы либо процентные отчисления от объемов произведенной продукции или объемов продаж.
В договоре на передачу “ноу-хау” крайне важно решить вопрос, сохраняет ли “продавец” информации право использовать (продолжать использовать) ее в собственной деятельности или в собственном производстве, а также вправе ли обе стороны заключать в будущем договоры на передачу этой же информации другим лицам. Первое условие вполне допустимо. Второе же в большинстве случаев запрещается, так как, получив широкое распространение, информация автоматически утрачивает статус “ноу-хау”. Более того, участники договора принимают на себя довольно жесткие обязательства по сохранению переданной информации в тайне и защите ее от незаконного доступа. Нарушение условия о конфиденциальности обычно дает потерпевшей стороне право на одностороннее расторжение договора (это должно быть прямо предусмотрено договором) и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду. В договоре обязанность возместить убытки может быть заменена обязанностью выплатить компенсацию в фиксированной сумме.
Передача “ноу-хау” может не только выступать предметом самостоятельного договора, но и включаться в качестве дополнительного условия в ряд других договоров. К примеру, договор об уступке прав на объект, защищенный патентом (лицензионный договор), может предусматривать передачу сопутствующего ему “ноу-хау” - информации о способах организации производства с использованием этого объекта и т.д. Передача секретов производства является также одним из условий договора коммерческой концессии (договора о франчайзинге).
|