И словом, и делом! Главная Написать письмо Киевская городская ассоциация патентных поверенных Украины Добавить в избранное
patent.kiev.ua
Общественная
организация
Патентных
поверенных
Украины
интернет-форум Патентных поверенных  Украины
->
Программа Киевской городской ассоциации патентных поверенных
Материалы членов Киевской городской ассоциации патентных поверенных
Мероприятия Киевской городской ассоциации патентных поверенных Украины
Телефонно-адресный справочникпатентных поверенных
История института  патентных поверенных Украины
Статьи по различным объектам интеллектуальной собственности
Законы по различным объектам интеллектуальной собственности
О Киевской городской ассоциации патентных поверенных Украины
Контактная информация Киевской городской ассоциации патентных поверенных Украины





Соглашение ТРИПС - меры по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности

Соглашение ТРИПС

Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности 

Меры по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности

 М.С.Е. Дж.Бронкерз, Брюссель; профессор права в Лейдском университете иД.В.Ф. Веркад, Амстердам; профессор права в Лейдском университете при участии  Н.М. МакНелиса Брюссель

ПРЕДИСЛОВИЕ

Защита прав интеллектуальной собственности имеет давнее международное прошлое. Всегда считалось, что общие правила обязательного характера необходимы для создания стабильной и предсказуемой ситуации как для авторов, так и для пользователей. Очевидно, не будет ошибкой утверждать, что интеллектуальные произведения не создавались бы и смежные виды деятельности не предпринимались бы, если бы вероятность получения вознаграждения была ничтожной. В течении столетия в международных конвенциях были закреплены правила и нормы, пытающиеся поддерживать некоторое равновесие между правами авторов и интересами пользователей интеллектуальной собственности.

В мире существуют совершенно различные подходы к развитию защиты интеллектуальной собственности. В прошлом промышленно развитые страны выделяли как частные, так и государственные ресурсы на образование, научные исследования и развитие творческого процесса создания произведения. Так стоимость некоторых голливудских фильмов достигала в Соединенных Штатах нескольких десятков миллионов долларов. Это значит, что промышленно развитые страны постоянно старались улучшать свою систему защиты прав интеллектуальной собственности. Постепенно защита распространилась на компьютерные программы и интегральные микросхемы; что касается производителей, артистов-исполнителей или исполнителей и организаций радиовещания фонограмм и фильмов,   они   располагают  отныне  серьезной   возможностью   противостоять недобросовестному использованию их инвестиций третьими лицами.

Эволюция защиты прав интеллектуальной собственности в развивающихся странах проходила совершенно различным  образом.  Некоторые страны  ограничились поддержанием уровня защиты прав интеллектуальной собственности, унаследованного ими от старых колониальных держав. Часто именно так обстояло дело с законодательством в первые десятилетия их развития. В других странах уровень   защиты прав интеллектуальной собственности снизился потому, что в соответствии с их политическими убеждениями, любая форма собственности представлялась как нежелательный пережиток капитализма, от которого нужно было избавляться, либо потому, что защита патентов рассматривалась как препятствие на пути быстрой индустриализации. Все это привело к установлению неодинаковой защиты в разных странах мира, а некоторые развивающиеся страны и некоторые страны недавней индустриализации вообще не предоставляли у себя абсолютно никакой защиты прав интеллектуальной собственности.

Вот два примера, иллюстрирующие последствия таких противоречивых ситуаций:

- если развивающаяся страна разрешает "пиратировать" звукозаписи в такой степени, что 90% иностранного репертуара представлено пиратской продукцией, это влечет за собой категорическое запрещение ввоза иностранных звукозаписей в эту страну и действительное прекращение обмена соответствующей продукцией;

- если производитель фармацевтической продукции копирует, к примеру, японское лекарство, разработка которого стоила несколько сотен миллионов долларов, легальный производитель оказывается вытесненным с рынка этой страны, а может быть, и с других рынков, на которые может экспортироваться пиратская продукция.

Экономические последствия такой ситуации - в частности, для обменов — очевидны, если учесть, что обычно считается, что от 3 до 6 % мировой торговли попадает на пиратскую и контрафактную продукцию, а это в реальном выражении представляет от 120 до 240 миллиардов американских долларов в год.

Все предшествующие международные дискуссии, целью которых было достижение консенсуса по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, оказывались не слишком   плодотворными.   Существовали   многочисленные   разногласия   между национальными системами защиты прав интеллектуальной собственности, в большинстве случаев отражавшие различные философии н подходы, и их преодоление оказалось очень трудным. Переговоры по ГАТТ Уругвайского цикла предложили новые возможности для ведения таких дискуссий. Именно в ходе этих переговоров как развивающиеся так и развитые страны наконец-то вплотную подошли к решению этого вопроса и договорились, кроме всего прочего, о соглашении по аспектам прав интеллектуальной собственности, относящимся к торговле (так называемом соглашении «ТРИПС»). Это соглашение представляет собой основной шаг вперед всей международной системы в деле защиты прав интеллектуальной собственности и очевидно станет ее базой в будущем. Одно из огромных преимуществ этого соглашения состоит в том, что оно предусматривает значительно более четкий механизм урегулирования споров, который позволяет нам более эффективно контролировать, как наши партнеры соблюдают меры, обеспечивающие открытый доступ на свои рынки, участниками которых все мы являемся.

Целый  раздел  соглашения ТРИПС  посвящен  мерам  по соблюдению прав интеллектуальной собственности. Без соответствующего эффективного механизма исполнения записанные в национальном законодательстве права и обязанности существуют лишь на бумаге и правообладатели не могут их реализовать. По мере осознания преимуществ адекватной и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, многие страны начали укрепление своих законодательств в этой области. И благодаря этому, стало возможным проведение таких масштабных мероприятий как выборочные рейды по задержанию пиратской продукции, а также арест и уничтожение контрафактных и пиратских товаров. 

Эта часть соглашения ТРИПС занимает совершенно особое место в системе ВТО. Международные соглашения обычно оставляют за каждой из сторон определение методов и средств по разработке и исполнению международных обязательств," а соглашение ТРИПС обязывает государства-члены ВТО обеспечивать «эффективные меры против любых действий, нарушающих права интеллектуальной собственности». В соглашении также указываются три основных области, в которых эта цель должна быть достигнута: это гражданское, административное и уголовное судопроизводство. В соглашении содержатся специальные положения относительно предварительных мер и мер, принимаемых на границе. Зато при этом соглашение не предусматривает полной унификации национального судопроизводства и принудительных мер, а закрепляет минимальные нормы, которые обязаны соблюдать государства-члены ВТО, сохраняя за собой право принятия более строгих мер. В соответствии с распределением компетенции между Европейским сообществом и государствами-членами, последние обычно обязываются подчиняться положениям по выполнению соглашения ТРИПС. И все же, что касается обменов через границу, конкретные меры были прииняты на общеевропейском уровне в целях запрещения импорта и экспорта контрафактных и пиратских товаров.

Поэтому неудивительно, что все больше промышленно развитых стран придают большое значение интеллектуальной собственности в своей торговой политике - как многосторонней, так двусторонней и национальной. Как развитые, так и развивающиеся страны не сомневаются отныне в преимуществах, которые дает им надлежащая и эффективная защита прав интеллектуальной собственности, являющаяся не только средством  предупреждения  нарушений  и столкновений,  но и  инструментом инвестирования,   передачи   технологий,   развития   творчества,   культуры   и конкурентоспособности.

Соглашение ТРИПС должно быть выполнено не позднее 1 января 1996 года. С 1 января 2000 года развивающиеся страны также должны будут обеспечивать выполнение соглашения, согласно положениям по переходному периоду. Таким образом, для выполнения своих международных обязательств многим странам придется пересмотреть, изменить свое законодательство, чтобы выполнить свои международные обязательства. Работы в этой области уже ведутся во многих странах, и Европейский Союз поддерживает эту деятельность с помощью различных программ технического содействия.

Речь здесь идет об огромном прогрессе, который будет неуклонно расти - в частности, в 2000 году. Препятствия на пути мировой торговли, включая торговлю внешнюю по отношению к нашим собственным границам, будут постепенно устраняться, и национальные рынки будут шире открыты для конкуренции. В такой глобально меняющейся ситуации обеспечение доступа на рынки третьих стран является определяющим фактором успеха. 

Более четкое признание прав интеллектуальной собственности придаст сил ее создателям. Уменьшится неразрешенная эксплуатация произведений и изобретений, что будет способствовать борьбе с пиратством и производством контрафактной продукции - одной из основных проблем в этой области. И все это будет соответствовать не только интересам европейских правообладателей, но правообладателей повсюду в мире, как в развитых, так и в развивающихся странах.

Настоящая публикация имеет своей целью разъяснение правообладателям и другим заинтересованным сторонам положений ТРИПС, касающихся мер по соблюдению прав интеллектуальной собственности. Я надеюсь, что читатели смогут конкретно и в полной мере применять эти положения в своей деятельности.

Я убежден, что настоящая публикация, являющаяся частью целой серии публикаций по различным аспектам соглашения ТРИПС, будет полезна правообладателям, желающим приобрести серьезную защиту авторского права, предусмотренную этим соглашением. Для того, чтобы правообладатели и пользователи могли в полной мере воспользоваться новой технологией, способствуя тем самым привлечению публики и инвестиций, необходимо, чтобы международное сообщество повсюду обеспечивало равную защиту прав интеллектуальной собственности.

Ханс-Фридрих Беселер

Генеральный директор

Генеральная дирекция по торговле

СОДЕРЖАНИЕ

А.    Введение

- Традиционные проблемы исполнения положений по интеллектуальной собственности

- Соглашение ТРИПС пытается решить данные проблемы

- Минимальные нормы и отсутствие полной унификации

- Поиск равновесия между защитой прав и свободой торговли

- Переходные положения и общее повторное рассмотрение

- Терминология

В.    Исполнительные положения соглашения ТРИПС

Практические вопросы и ответы

Осуществление прав интеллектуальной собственности за границей: точка зрения истца

Вопрос 1 Кто может подавать иск? Правообладатели. Федерации и ассоциации Обладатели лицензий

Вопрос 2 Куда я должен подавать иск? Какую выбрать страну? Самая эффективная исправительная мера Какие судебные инстанции являются компетентными. Проблемы дискреционного исполнения

Вопрос 3 Могу ли я получить немедленное возмещение?

Вопрос 4 Могут ли таможенные службы помочь в борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности ?

Какие права интеллектуальной собственности являются защищенными?

Не существует никакого обязательства по введению мер на границе относительно экспорта или транзитных товаров

Начало доказывания

Гарантии

Сроки подачи иска

Действия ex officio

Право на инспектирование и получение информации

Исправительные меры

Вопрос 5 Какие бывают виды окончательных исправительных мер?

Предписания (приказ прекратить нарушение права)

Уничтожение и другие меры по изъятию из оборота

Право на получение информации

Вопрос 6 Могу ли я добиться возмещения ущерба?

Как оно будет, подсчитываться?

Вопрос 7 Какие требуются виды доказательств?

Могу ли я заставить нарушителя представить доказательства?

Значительное препятствие в производстве по делу

Отказ в доступе к сведениям

Вопрос 8 Как обстоит дело с конфиденциальностью?

Вопрос 9 Являются ли эффективными исправительные меры?

Вопрос 10 Сколько потребуется времени?

Вопрос 11 Является ли такое судопроизводство слишком сложным и дорогостоящим?

Вопрос 12 Могу ли я получить возмещение за судебные издержки?

Вопрос 13 Могут ли оказаться полезными уголовное право и уголовные судебные инстанции?

Вопрос 14 Если я не удовлетворен результатом, могу ли я подать апелляцию?

II.    Специфические проблемы ответчиков

Вопрос 1 Если кто-либо подает против меня иск, могу ли я требовать, чтобы мне прислали уведомление?

Вопрос 2 Что происходит, если мои товары арестованы?

Арест ваших товаров был предпринят в качестве временной меры

Ваши товары были арестованы на границе

Вопрос 3 Имею ли я право быть выслушанным? Могу ли я привлечь адвоката?

Вопрос 4 Что произойдет, если я намеренно не явлюсь в суд или не смогу этого сделать?

Вопрос 5 Могут ли меня обязать представить доказательства?

Вопрос б Будет ли мое дело рассмотрено справедливо?

Лояльное и справедливое производство

Сложность и стоимость

Сроки

Вопрос 7 Что происходит, если обвинение лишено оснований? Могу ли я получить возмещение ущерба?

Вопрос 8 Могу ли я подать встречный иск?

Вопрос 9 Что произойдет, если я проиграл дело, но считаю, что назначенные исправительные меры слишком строги ?

Вопрос 10 Имею ли я право на обжалование?

С. Что делать, если некая страна не соблюдает своих обязательств по соглашению ТРИПС?

Привлечь внимание иностранных властей к обязательству, вытекающему из соглашения ТРИПС

Обращение в иностранную судебную инстанцию

Запросить вмешательства правительства

Приложение – Законодательство ЕС -  Применение на границах – Соглашение ТРИПС

А. Введение

Традиционные проблемы, связанные с выполнением положений в области интеллектуальной собственности

Если в 70-е - 80-е годы развитые страны беспокоило отсутствие улучшений   в фундаментальных нормах по интеллектуальной собственности в традиционных международных документах, то они выказывали еще большее недовольство практическими проблемами, с которыми была вынуждена сталкиваться их собственная промышленность по мере принятия мер по соблюдению их прав интеллектуальной собственности.

Шла ли речь о содержании положений или об их исполнении, главные проблемы были связаны с развивающимися странами. Многие из них полагали, что им не нужно защищать интеллектуальную собственность. В случаях, когда в этих странах признавались права интеллектуальной собственности, иностранные обладатели таких прав констатировали наличие множества проблем, возникающих тут же, как только они пытались воспользоваться своими правами для борьбы с пиратами, покушающимися на их интеллектуальную собственность, - начиная с чрезмерных претензий в плане доказывания и заканчивая применением чисто символических наказаний. Так же как и отсутствие прав, недостаточность мер по их соблюдению стала, в конце концов, тоже рассматриваться как препятствие на пути торговли, так как местная пиратская продукция «заменила собой» экспорт.

А между тем, невозможно отрицать, что и развитые страны столкнулись с проблемой соблюдения прав интеллектуальной собственности. Обладатели этих прав часто сетовали на усложненность, чрезмерную длительность и дороговизну судопроизводства в развитом мире. Кроме того, в некоторых развитых странах появилась другая проблема: одно лишь предположение, что придется участвовать в судебном разбирательстве по поводу прав интеллектуальной собственности, могло оттолкнуть коммерческие потоки. В этих странах национальная   промышленность,  обладающая  интеллектуальной   собственностью, располагала  некоторыми  процессуальными  преимуществами  по  сравнению  с иностранными ответчиками. Не имея «равного оружия» для защиты в суде по поводу прав интеллектуальной собственности за границей, иностранные ответчики могли быть вынуждены принимать невыгодные лицензионные и другие соглашения.

Соглашение ТРИПС пытается решить эти проблемы.

При этом соглашение ТРИПС, являющееся частью соглашений по ВТО, содержит целый раздел, посвященный национальным проблемам в области осуществления прав интеллектуальной собственности, что необычно для международного соглашения. Даже в тех случаях, когда в этих международных соглашениях речь идет о проблемах, интересующих частных лиц, урегулирование проблемы национальных законоположений по исполнению оставляются за органами правопорядка каждой из сторон. Таким образом, классические международные конвенции по интеллектуальной собственности содержали крайне мало положений относительно внутренних мер по обеспечению соблюдения (1). До того как более детально проанализировать положения в области исполнения соглашения ТРИПС, полезно сделать несколько общих замечаний.

Минимальные нормы и отсутствие полной унификации.

Раздел соглашения ТРИПС, касающийся мер по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности, имеет своей задачей гарантировать «эффективные меры» против любых действий, нарушающих права интеллектуальной собственности (2). Эта задача лежит в основе двадцати одной подробной статьи, составляющей этот раздел. Тем не менее, эти статьи в полной мере не унифицируют положения по исполнению. Как и в случае материально-правовых положений соглашения ТРИПС, подход составителей состоял в формулировании минимальных требований. Некоторые проблемы при этом не затрагивались (например, взаимное признание судебных постановлений).

Поиск равновесия между защитой прав и свободой торговли

В той мере, в которой осуществление прав интеллектуальной собственности упирается в ограничения, налагаемые на импортные закупки или на продажу, либо на арест или уничтожение товаров, оно может рассматриваться как препятствие на пути торговли. Кода такое осуществление прав оправдано и не является злоупотреблением, такие препятствия могут быть приемлемыми. Но это становится неприемлемым, когда преследуемой целью является препятствование иностранным коммерсантам и ограничение законной торговли. Следовательно, сформулировав минимальные требования, составители соглашения ТРИПС позаботились о введении некой системы механизмов регулирования, чтобы, таким образом, права интеллектуальной собственности эффективно осуществлялись, но не вели к сокращению законного товарооборота (3).

В целом, можно выделить два типа требований. В некоторых достаточно редких случаях в соглашении очень четко указывается, каким образом должно гарантироваться соблюдение прав («подготовительные меры перестают действовать, когда...»). Чаще соглашение ТРИПС обязывает своих членов передавать некоторые полномочия своим собственным судебным или другим властям («судебные власти будут уполномочены на...»), каковым оставляется возможность выбирать условия осуществления их полномочий в каждом конкретном случае. Пользуясь такими дискреционными полномочиями, эти судебные учреждения должны неукоснительно соблюдать общие принципы соглашения ТРИПС.

В других случаях членам соглашения предоставляется возможность («государства-члены могут принимать решение») ввести положение по исполнению в свое национальное законодательство. На первый взгляд, кажется удивительным, что посчитали необходимым уточнить эти возможности. Но следует вспомнить, что данное соглашение пытается сохранить систему механизмов регулирования. При точном описании этого права выбора, наиболее широкого в области мер по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности, права выбора, которое, в конечном итоге, действительно приведет к сокращению торговли, соглашение подчеркивает, что оно не может быть оспорено как незаконное препятствование торговле.

Переходные положения и повторное рассмотрение.

Переходные положения соглашения ТРИПС применяются без исключений к разделу, посвященному мерам по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности. Следовательно, развивающиеся страны должны будут выполнить свои обязательства к 2000-ому году (4), а наименее продвинутые страны - к 2006-ому (5). Точно так же, «страны с переходной экономикой» могут отсрочить реализацию положений об исполнении соглашения ТРИПС до 2000-го года (6).

Следует  все  же  заметить,  что  соглашение  ТРИПС  содержит  некоторую основополагающую норму: в течение переходного периода, страна-бенефициар не может снизить у себя существующий уровень защиты прав интеллектуальной собственности.

Другими словами, осуществление прав интеллектуальной собственности не может быть осложнено (7).

 И наконец, действие соглашения ТРИПС будет повторно рассматриваться в 2000-ом году.

Терминология

Следует отметить, во-первых, что все ссылки на статьи — это ссылки на статьи соглашения ТРИПС, если иное не уточняется. Кроме того, термин «государства-члены» будет использоваться для обозначения сторон, участвующих в договоре ТРИПС.

В. Положения по исполнению соглашения ТРИПС

 



Адрес ассоциации:
04116, Украина, г.Киев,
ул. Митрофана Довнар-Запольского, дом 4,
подъезд 1, кв. 2
073 159 98 99
Фейсбук
Skype
Viber
WhatsApp
Главная    патентные повереннные киев Новостиновости торговые марки, патенты и авторское право Мероприятиямероприятия патентные поверенные Типовые Документыдокументы Статьистатьи интеллектуальная собственность Законызаконы торговые марки, патенты и авторское право Ассоциацияассоциация патентных поверенных Sitemap
Киевская городская ассоциация патентных поверенных Украины © 2006-2020 Патентный поверенный Кондратюк И. В.
Спонсорская регистрация торговой марки PATENT
Агентство УКРАИНСКИЕ ТОРГОВЫЕ МАРКИ - http://tm.ua