Все смешалось нынче в мире. Религиозные институты встают на путь международных корпораций, яростно защищая от конкурентов свои "торговые марки", "бренды" и "копирайты". В России бум церковного бизнеса по традиции приходится на Пасху и Рождество, тогда как дни Великого поста - это скорее пик сезона для вегетарианских ресторанов. В конце зимы их меню, в прочие времена года радующее адептов всевозможных индуистских верований, легким движением руки ресторатора превращается в "Специально разработанное великопостное меню от шеф-повара". У рекламодателей появляется еще одно поле для "галочки" соответствия их каш, пюре и "быстросупов" чаяниям постящихся потребителей. Индустрия красоты позиционирует пост в качестве модной диеты - не просто худеть, а худеть со Смыслом.
Однако скоро всей этой вакханалии может придти конец. С тех пор, как прошлым летом Православная церковь получила право определять, не оскорбляет ли название того или иного продукта чувства верующих, аппетиты иерархов резко возросли. Как пишут сегодня "Новые Известия", РПЦ фактически добилась единоличной "духовной цензуры" в сфере предпринимательства. В практику вошли, к примеру, просьбы иерархов к контролирующим инстанциям отклонить заявку на ту или иную торговую марку "религиозной тематики".
По словам заместителя директора Федерального института промышленной собственности Роберта Восканяна, в Роспатент неоднократно приходили письма из Московской патриархии с просьбой обращаться к ним за консультацией в тех случаях, когда на рассмотрение Ростпатента будут поступать торговые марки, использующие в названиях и изобразительном ряде "православные элементы". Хотя, по мнению чиновников Роспатента, "элементы", о которых идет речь, давно обрели общекультурный смысл (не заставишь ведь всякого художника, рисующего церкви, обращаться за консультацией в Патриархию), руководство Федеральной службы, учитывая роль, которую играет РПЦ в жизни общества, пошло священнослужителям навстречу. И если хозяйствующие субъекты пытаются зарегистрировать бренды, подпадающие под определения Московской патриархии, она в каждом отдельном случае выступает в роли последней судебной инстанции. По ее просьбе были отклонены десятки заявок на регистрацию, поданные "нарушителями конвенции".
Роберт Восканян пояснил: основанием для такого порядка регистрации служит пункт 3 статьи 6 "Закона о товарных знаках" РФ, гласящий: "Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали".
Таким образом, отмечает издание, РПЦ превратилась не только в последнюю инстанцию в вопросах гуманности и морали, но и получила эксклюзивные права на производство молока "Божья коровка" и вина "Исповедь грешницы".
Впрочем, на Западе церковные иерархи готовы пойти еще дальше. Как сообщает "Независимая газета", Ватикан готовит законопроект о защите авторских прав на изображения и голос Папы Римского. Окончательный вариант закона будет готов через пару месяцев, а его действие распространится на печатные произведения, тексты выступлений и изображения Понтифика. Для их распространения и использования потребуется письменное разрешение, а, возможно, и выплата компенсации держателю авторских прав.
Вопрос поставлен ребром: зарабатываешь на Понтифике - плати деньги! Вполне возможно, что очень скоро итальянское телевидение, передающее еженедельные воскресные проповеди Папы с площади Св. Петра в Риме, будет предварять их заставкой: "Папа Римский. Все права защищены". И, как в любом медиабизнесе, вскоре следует ожидать контрафактной продукции под фальшивой маркой "Сделано в Ватикане" и пиратов, нарушающих авторские права Святого престола.
http://www.point.ru/business-process/2007/02/21/4559 |