В 2006г. российские банки выдали автокредитов на сумму около 8 млрд долл. - в два раза больше, чем в 2005г. Если такая тенденция сохранится, то в текущем году каждый второй автомобиль будет продаваться в кредит. Правда, застраховать машину, купленную в кредит, можно только в той страховой компании, которую предложит банк-кредитор. Таким партнерством банков и страховых компаний на рынке кредитования заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В столичном обществе защиты прав потребителей отмечают, что к ним часто обращаются люди, которые, взяв кредиты и заключив договоры со страховой компанией кредитора, не могут получить страхового возмещения в случае ДТП. "Случается такое, что ДТП, произошедшее по вине страхового лица, для него является не страховым случаем", - отмечает в программе "Капитал" в эфире РБК-ТВ заместитель председателя правления Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий.
Начальник управления контроля на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева указывает на то, что такое партнерство банков со страховыми компаниями - прямое "нарушение закона о защите конкуренции, который запрещает ограничивающую конкуренцию соглашений, которые устанавливают фиксированную цену". Например, банк по договоренности со страховщиком устанавливает размер страховой премии. Кроме того, закон запрещает навязывать условия, невыгодные контрагенту. В этом случае – страховщику.
С точки зрения банкиров и страховщиков, о сговоре и нарушении закона о защите конкуренции не может быть и речи. По их мнению, никто не может ограничивать право банка на регулирование его кредитных рисков.
"В отдельных случаях, вынуждая заемщиков страховаться в какой-либо отдельной компании или группе компаний, банк ограничивает конкуренцию. Соответственно, тарифы на страховку могут быть завышены. В то же время я понимаю, почему банки это могут делать. Далеко не всем страховым компаниям можно доверять. Банки, естественно, стремятся, чтобы обязательства их клиентов были обеспечены надежными страховыми компаниями", - сказал глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев.
"Работа банков с одной-двумя аффилированными страховыми компаниями не носит недобросовестной конкуренции. Поскольку банк может продавать свой кредитный продукт по низкой ставке, но одновременно зарабатывать на комиссионных от продажи страховки", - уверен первый заместитель председателя правления "Москоммерцбанка" Альберт Хисаметдинов.
"Иными словами, банк заключит договор с той страховой компанией, которая предоставит больший откат", - перефразировал его А.Недзвецкий. Очень часто страховая компания, которую навязывает банк, загоняет потребителя в условия, в которых он не может получить страховое возмещение. "Этот симбиоз очень вреден потребителю", - подытожил он.
Правда, нельзя однозначно сказать, что если список страховых компаний расширится в банках, то тарифы страховых компаний снизятся при выдаче автокредитов. Как отмечают эксперты, тарифы будут снижаться, если будет развиваться конкуренция на банковском рынке.
В большинстве случаев сотрудничество банков со страховыми компаниями мешает развитию конкуренции, поскольку заемщик не выбирает страховщика, что, соответственно, не способствует развитию страховых продуктов.
Недавно были приняты поправки в КоАП, касающиеся взаимодействия страховщиков и банков. Существенным в этом нововведении является то, что вводятся штрафы, исчисляемые в процентах к годовому обороту компании, в размере от 1 до 15% для участников соглашения, которые ограничивают конкуренцию.
В обществе защиты прав потребителей считают, что эта санкция будет действовать, если оборотные штрафы действительно будут взыскиваться. Ведь, как показывает практика, компанию можно привлечь к административной ответственности, но взыскать с нее штраф гораздо сложнее.
Банкиры по поводу действий ФАС говорят, что не стоит ожидать массовых изменений условий страхования на рынке автокредитования, даже если заемщики выиграют несколько дел против банков.
http://top.rbc.ru/retail/ |